main contact

Знак нежной любви

«Эгоист generation», февраль 2008, рубрика «Тайное и явное»

14 февраля – любимый женский праздник. Куда любимей, чем даже 8 марта. Тем более, какой толк женщине от женской солидарности? Женская солидарность хороша лишь для того, чтобы промывать мужчинам кости, сидя в тесном женском кружке. Унылое времяпрепровождение. То ли дело День всех влюбленных. Идеальный предлог потребовать взаимности от того, кто почему-то смотрит в сторону или смотрит, куда следуют, но жить вместе не зовет, или зовет, но почему-то минуя загс, или загса не миновал, но давно уже забыл про всякую романтику.

znak-nezhnoj-lubvi.jpg

Когда еще женщина может потребовать у мужчины романтики столь ненавязчиво и вместе с тем убедительно? Даже на собственный день рождения нельзя позвонить любимому и сказать: «У меня сегодня день рождения, а я люблю тебя». Первая часть такого обращения неприятна для женщины, потому что похожа на унизительное для нее напоминание. Вторая часть фразы неприятна для мужчины, потому что похожа на грубое вымогательство. Совсем другое дело 14 февраля. «Сегодня День всех влюбленных, — может сказать женщина, — а я люблю тебя». Максимально пристойно, максимально деликатно, но избранник прижат к стенке, и деться ему некуда. Поэтому он вынужден расслабиться и получать удовольствие. Тем более, что в ответ на подаренные к этому дню бриллианты, ему тоже преподнесут подарочек. Самодельную открытку с сердечком или другую «валентинку». Кстати о «валентинках».

Все знают, что «валентинки» в День всех влюбленных дарят друг другу потому, что это день называется также Днем святого Валентина. В этом нет ничего дурного для тех, кто верит, что существует волшебник Валентин, типа рождественского Санты, добрый фей, который защищает влюбленных и помогает им жить долго и счастливо. В день святого Валентина принято поздравлять своих любимых, дарить им подарки, а если любимого нет, можно обратиться к Валентину со словами: «Валентин-Валентин, пошли мне суженого». Наподобие: «сапожок-сапожок, пошли мне суженого». Короче говоря: «суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». Многие не знают легенды о святом Валентине и о том, как он стал покровителем всех влюбленных. И это хорошо. Поскольку легенда эта представляет из себя полнейшую историческую муть, в ней не только нет ни слова правды, но и такое количество кощунственной лжи, что даже христианские Церкви, и православная и католическая, запрещают упоминание имени Валентина в связи с этим праздником.

Расхожая легенда о Валентине звучит примерно так. «В III веке император Клавдий II решил покорить мир, но римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, что мешало великим планам. Чтобы набрать армию, Клавдий издал закон, запрещающий бракосочетания, дабы молодые мужчины оставались ничем не связанными. Жил в то время епископ Валентин, который нежно относился к влюбленным, помогал им писать письма друг другу и передавал от них цветы. Он стал венчать влюбленных тайно, помогая им сочетаться законным браком. Клавдий узнал о преступлении епископа, изловил его и казнил 14 февраля 270 года. За день до казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, ручку и чернила и быстро написал любовное письмо своей девушке. Эта девушка была дочкой тюремщика, слепой от рождения и прозревшей от силы любви Валентина. В 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем Святого Валентина. С тех пор влюбленные почитают святого Валентина и считают его своим заступником. В этот день очень популярно устраивать свадьбы и венчаться. Говорят, что это залог вечной любви. А любовные записки, подаренные 14 февраля, называются валентинками».

Образ святого мученика, занимавшегося сватовством и романтическим сводничеством, оскорбляет чувства христиан, однако далеким от христианства людям это возмущение может быть не близко. Им может быть непонятно, почему религия (основным концептом которой является аскетизм) неодобрительно относится к чувственным радостям. Между тем в пошлой легенде и без того полным полно глупостей. Во времена правления Клавдия Готского третий век продолжались ожесточенные гонений на христиан, христианские церкви были вне закона, и обряды венчаний, даже если бы епископ и совершал их, никаким образом не могли означать законный брак и нарушать закон, изданный Клавдием. Кроме того, в третьем веке в Церкви еще не было венчания. Венчание появилось только спустя шесть веков.

До этого пара христиан (!) просто благословлялась священником на совместную жизнь, словесно. О мученике по имени Валентин, погибшем в период правления Клавдия второго есть упоминание в христианских календарях. Он был казнен не 14 февраля, а 30 июля. Сказано, что «язычники обезглавили исповедника пресвитера Валентина Интерамского и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия за смелое исповедание Христа». 15 января 2003 г. состоялась передача в дар Русской Православной Церкви частицы мощей святителя Валентина Интерамского. Поблагодарив епископа Терни за этот дар, Патриарх Алексий II сообщил, что ковчег с частицей мощей святителя Валентина будет пребывать в храме Христа Спасителя, где каждый верующий сможет помолиться перед этой святыней древней неразделенной христианской Церкви.

Когда в 496 году католическая церковь, к тому времени уже официальная, связала языческий праздник Луперкалии, в течении многих веков отмечавшийся в середине февраля, с именем христианского святого, она преследовала свои цели. А именно — избавление от языческих традиций. В результате получился кощунственный бурдомес, где именем святого был назван козлоногий античный божок. В середине февраля традиционно праздновался день фавна Луперка, мохнатого языческого божества, олицетворявшего сладострастие и любвеобильность. В древнем Риме во время празднования луперкалий мужчины ходили по улицам обнаженными и стегали женщин хлыстами, завернутыми в козлиную шкуру. В середине февраля начиналось спаривание скота, и ради хорошего приплода совершалось отправление этого культа.

В античной Греции был аналог этого праздника, называвшийся Панургии в честь аналогичного Фавну – бога Пана, покровителя плодородия. Девушки выбирали себе юношей и предавались с ними любовным удовольствиям. Как заметил Мирча Элиаде, во всех культурах, где существовали мистерии плодородия, они всегда были связаны с сексуальными оргиями или праздниками, символизирующими слияние мужского и женского начала – семени и земли. Считается, что именно участие в такой разнузданной вакханалии, стало причиной казни Валерии Мессалины, развратной жены императора, прославившейся своей нимфоманией.

Древний праздник любви прошел сквозь века, пережил дикие метаморфозы, распространился в Европе и лет десять назад прочно осел в нашей стране, став любимейшим праздником женщин. Если никоим образом не связывать этот праздник с христианством, в нем не окажется и кощунства, а только приятный эротический флер с привкусом языческого сладострастия. Для романтических барышень, которых изначальная грубая интерпретация этого праздника оскорбляет более, чем глупая легенда о христианском епископе, венчавшем легионеров-язычников, существует компромиссный вариант. С древних времен считалось, что во вторую неделю второго месяца каждого года совершаются «птичьи свадьбы», то есть птицы образуют пары. Как известно, большинство птиц моногамны и хранят верность друг другу всю свою жизнь.

Вот этот чудесный символ, вкупе с романтичным образом парения в облаках, может стать достойным отражением чаяния влюбленных, преподносящих друг другу 14 февраля поздравительные сувениры в знак нежной любви. Если сложно избавиться от привычки называть любовные записочки «валентинками», можно истолковать это для себя следующим образом. «Валентин» по латыни означает «сильный», а точнее «хваткий». Пусть эти романтичные записочки означают цепкое хватание и любовную привязку. Как приворотное заклинание в русской деревенской магии: «Ты меня — за руку, а я тебя — за сердце». Чтоб никуда не сбежал.

© Марина Комиссарова




Главная | Психоалхимия | Публикации | Контакт

© 2009—2017 Марина Комиссарова