main contact

Влюбленность

«Эгоист generation», сентябрь 2008, рубрика «Испытание чувств»

Что собой представляет влюбленность и как она возникает? Если описать состояние сильной влюбленности с точки зрения психофизиологии, станет понятно, что это состояние может быть отнесено к пограничным расстройствам, провоцирующим измененные состояния сознания.

vlublennostmain.jpg

Как пограничное расстройство влюбленность имеет три главные фазы. Начальную, фазу развития и фазу спада. Фаза спада постепенно возвращает человека к адекватному состоянию, хотя регресс не только не исключен, но и очень возможен. Адекватное состояние, которое замещает фазу спада, это либо осознанная симпатия, которую называют «трезвой любовью» в противовес «безумной любви» сиречь влюбленности, либо безразличие, наступающее более-менее безболезненно, если человек разочаровался сам в объекте, или через депрессию, если объект отверг притязания человека на фазе развития влюбленности.

Начальная фаза влюбленности характеризуется легкой эйфорией и радостным пробуждением либидо. На этой стадии человек может не давать себе отчета в том, что он влюблен, а просто радоваться появлению в его жизни интересного объекта, вдохновляющего его на бурную деятельность. Это самый счастливый, продуктивный и адекватный период. У человека повышается самооценка и мотивация. Ему хочется заниматься творчеством, в голове появляются новые идеи, которые чаще всего не удается воплотить, потому что влюбленность переходит на стадию развития. И объект влюбленности начинает поглощать все больше и больше внимания.

Фаза развития характеризуется появлением патологических очагов возбуждения, которые доставляют человеку как переживания острого блаженства, так и состояния страха. Уровень гиперестезии возрастает, и человек ощущает свою жизнедеятельность как сверхинтенсивную. Ему кажется что моменты паники обостряют переживания последующего удовольствия и наполняют его немыслимым счастьем. До его сознания доходят мысли о том, что он переживает нечто грандиозное, несравнимое ни с чем по эмоциональной силе и психическому резонансу. Вот почему его мало волнует то, что он почти полностью утратил интерес к своей привычной деятельности, окружению и даже к самым близким людям. Ему не хочется есть, потому что вкусовые ощущения не могут конкурировать с чувственными фантомами, которые будоражат его воображение и тело. Он мало спит, поскольку его мозг перевозбужден. Что бы он ни делал, он делает торопливо, как будто ему жаль тратить время и внимание на посторонние вещи. Непосторонним является только объект влюбленности. Мысли о нем, воспоминания и мечты, ожидания нового контакта и беспрерывное разглядывание либо его фотографий, либо его образов в собственной памяти занимают все время.

Стадия завершения начинается тогда, когда нервная система человека перестает отзываться на попытки выбить из нее новые эмоции. Это случается либо вследствие пресыщения однообразными стимулами, либо вследствие нервных перегрузок, либо вследствие фрустрации, то есть когда произошло нечто, что блокировало дальнейшее усугубление влюбленности. В первом случае человек резко или постепенно начинает понимать, что он более не реагирует блаженством на инициативу объекта. Не ждет его звонка с замиранием сердца, не бежит сломя голову на свидание и, вообще, все чаще и чаще отвлекается от мыслей о нем на работу или других людей. Если кроме иррационального влечения существуют разумные обоснования для продолжения отношений, то есть взаимность чувства и схожесть интересов, такое охлаждение иногда воспринимается с облегчением. Человек чувствует, что крыша его возвращается на место, и это предает ему уверенности в себе, помогая взять контроль над ситуацией и заключить партнерство, в том числе брак.

Если же оснований для продолжения отношений нет, а тяга к любовной эйфории сильна, человек может почувствовать раздражение, тоску и желание во что бы то ни стало вернуться в эйфорию предыдущей стадии. Он будет искать пути стимулирования в себе влюбленности. Например, станет провоцировать конфликт, в бессознательной надежде, что ссора как угроза разрыва сможет вызвать страх потери и обострить страсть. Либо постарается спровоцировать ревность объекта, в надежде, что эта эмоция стимулирует в них обоих сладострастие. Либо будет требовать повышенного внимания с той же тщетной надеждой. Очень мало людей, которые способны увидеть единственный конструктивный способ расшевелить угасшую страсть: немного увеличить дистанцию и отвлечься на какое-нибудь дело. В начале стадии завершения это обычно помогает, однако человек, как правило, избегает такой меры, поскольку боится, что увеличение дистанции окончательно охладит его.

vlublennost1.jpg

Что касается фрустрации, то есть некого фактора, который блокировал развитие эйфории (например новость о том, что любимый женат или болен или финансовый банкрот) стадия завершения, которая началась по такой причине, протекает болезненно, но боль обратно пропорциональна силе фактора. То есть, если нечто, что вызвало фрустрацию, действительно никак нельзя обойти и с этим никак невозможно смириться, человек испытывает резкую кратковременную боль, а потом — выход из состояния влюбленности в равнодушие. Если сила фактора фрустрации условна, а его убедительность сомнительна, человек будет испытывать продолжительную боль. Его будет швырять из эйфории стадии развития в депрессию стадии завершения.

Например, новость о том, что объект страстной влюбленности женат, для некоторых женщин послужит сигналом для блокировки влечения, возникнет резкая душевная боль, отчаянное сожаление, а потом смирение и ровная печаль, сходящая постепенно на нет. Однако большинство женщин, узнав что страстно любимый мужчина женат, не испытывают такого однозначного разочарования. Их фрустрация протекает иначе. Они то чувствуют обиду и злость, то подъем мотивации, желание сражаться за любовь и усиление страсти. Такие колебания способны измотать женщину, и она в конце концов выбирает что-то одно: бороться за мужчину, сосуществовать с его супругой или уйти. Некоторые женщины, однако, способны довольно долго, иногда годами, находиться в подвешенном состоянии и метаться из стадии завершения («все! Надо рвать!») в стадию развития («нет! Все еще будет!»). Возможно бессознательно некоторые женщины специально выбирают такие объекты для страстной влюбленности, которые обеспечат им подвешенное состояние между двумя этими стадиями на всю жизнь и не позволят ни на день утратить чувство мучительно-сладострастной влюбленности.

Что касается самого неприятного и самого распространенного варианта перехода на стадию завершения — отказа объекта от отношений, в этом случае вариативность реакций разнообразна. Очень часто, почувствовав возможность отказа интуитивно или уловив однозначные сигналы нежелания, человек прекращает активные действия и нивелирует свою инициативу, замирая между стадией развития и завершения. Он перестает домогаться к объекту, но не перестает думать о нем и мечтать. Иногда это может продолжаться годами, однако очень редко является фактором вдохновения человека на творческую деятельность. Объект, который отверг его, вряд ли может стать полноценной музой, разве что человек сумеет усмирить гордыню. Как правило, музами становятся объекты, влюбленность в которые не достигла стадии развития, словно человек включил стоп-кадр и остановил влюбленность в зачатке, сублимировав пробужденное либидо в творчество. В большинстве случаев, конечно, это не удается. И мечтатель, оставивший себе в заначку шанс, приобретает в своем жизненном пространстве настоящую энергетическую лярву, которая будет поглощать его мысли и эмоции, а так же силы и время.

Вот почему есть смысл выяснять отношения до конца. И выходить из состояния несчастной влюбленности не через окно в сад иллюзий, а через дверь в реальную действительность.

© Марина Комиссарова

Главная | Психоалхимия | Публикации | Контакт

© 2009—2023 Марина Комиссарова