main contact

Судьбоносный секс

«Эгоист generation», июль — август 2006, рубрика «Испытание чувств»

У секса, кроме всех прочих достоинств, есть одно уникальное, алхимическое свойство. А именно: трансформация бессознательной сферы. Базовая часть бессознательного закладывается у ребенка с момента его рождения до трех лет. Некоторые считают, что начинается это даже раньше. Примерно с пятой недели развития эмбриона. Во всяком случае, чтобы радикально изменить свою судьбу, человеку требуется повернуть время вспять. Именно это и происходит во время кинестетического любовного транса.

sydbonosny-sex.jpg

В то время, как мистики представляют человека как микрокосм, в виде вращающегося креста, психология, не заглядывая в книги мистиков, делает то же самое. Она описывает структуру человека как вертикаль (эмоционально-личностный стержень) и горизонталь (систему социальной актуализации). Вертикаль формируется у ребенка до трех лет, а потом к ней начинает пристраиваться горизонталь. Все нарушения личности проявляются на уровне горизонтали как неспособность к адекватному взаимодействию с окружающим миром, а их причиной всегда является деформация вертикали — нарушения в отношении ребенка к матери — Я к Не Я. Все, что упущено во время формирования вертикали, не может быть наверстано на уровне горизонтали. Горизонталь есть лишь достраивание основного каркаса до окончательной формы, и то, насколько эта форма будет устойчивой и гармоничной, зависит от эмоционально-личностного стержня. Секс уникален тем, что, являясь, по сути, формой горизонтальных, то есть партнерских, отношений, способен влиять на вертикаль личности. Многие деформации, благодаря которым личность человека получилась более слабой и деструктивной, чем этого хотелось бы, могут быть исправлены в сфере сексуальных отношений.

Авторитетные мнения некоторых мистиков об алхимической сущности секса, способного трансформировать человека, справедливы, потому что в сексе полностью воссоздается нейрохимическая картина раннего младенчества, и все, что формировалось в бессознательных пластах психики, может быть изменено с помощью секса, как если бы человеку представилась возможность шагнуть в свое прошлое. С точки зрения достижений психологии бессознательное полностью управляет судьбой человека, но сам он не может повлиять на свое бессознательное, так как его Я (сознания) там нет. Однако есть посредник — его партнер и секс с ним — как некое параллельное пространство, ступив в которое, человек может открыть дверцу в свое бессознательное магическим ключом.

Психоанализ сказки о Золотом ключике, арехетипическом ключе от бессознательного, довольно интересен. Папа Карло сделал своего сына из деревяшки, то есть матерью Буратино было полено, которое Карло подкинул друг. По всей видимости, это была, так называемая, женщина-бревно, холодная и бесчувственная особа, чьей единственной ролью в судьбе Буратино было дать ему физическую жизнь. Если ребенок лишен любви матери, его вертикаль, то есть эмоционально-личностный стержень не сформируется, и он будет не способен устанавливать нормальные горизонтальные, то есть социальные связи. Таким Буратино и получился. Неадекватным, неуправляемым, не желающим учиться, одержимым страстью к удовольствиям. Прочный эмоционально-личностный стержень — это адекватная самооценка — надежная привязанность Я к Не Я, ощущение собственной ценности для мира и доверие к нему. Если тип привязанности Я к Не Я — тревожно-сопротивляющийся, как это бывает у детей, не получивших достаточно материнской любви, человек постоянно ищет источник кайфа, способного приглушить его перманентную тревожность.

В случае с Буратиной это — поиск приключений, как у адреналинозависимого наркомана. С психоаналитической точки зрения у Буратино есть только одно единственное достоинство, сыгравшее в его судьбе положительную роль. Это длинный, везде сующийся и постоянно эрегированный нос. Именно твердым носом Буратино (в поисках пищи) пробил дырку в холсте, на котором нарисован очаг — (символ брака) и увидел потайную дверь. Психоаналитическая мораль этой сказки такова: даже ущербный мужчина может превратиться в героя, если он достаточно сексуален.

Только глупые женщины обижаются на Фрейда за приписанный им комплекс кастрации. Умные женщины обижаются на него за то, что он всю жизнь занимался толкованием Эдипова комплекса, а комплексом Электры не занимался. На самом деле обижаться на Фрейда не за что. Святой был человек. Все, что ему было сказать о женщинах, это то, что они не мужчины. И это весьма ценное знание, если учесть, что на вопрос «что такое мужчина», Фрейд ответил самым что ни на есть развернутым образом. Мужчина формируется из мальчика, если тот благополучно разрешил для себя ситуацию Эдипова комплекса. Не иначе. Если бы все мужчины решали ситуацию Эдипова комплекса благополучно, мир был бы полон прекрасных рыцарей, способных брать на себя ответственность, защищать женщин и добиваться своей цели. То, что мужчины, в большинстве своем, не рыцари, а оруженосцы или даже ослы, избегающие ответственности, самоутверждающиеся за счет женщин и пасующие перед любой преградой — следствие неразрешенной ситуации Эдипова комплекса.

В сказке про Буратино, главный герой с одной стороны одержим мечтою купить папе Карло новую куртку, с другой стороны все время становится жертвой коварных обстоятельств. Покупка новой куртки и есть символическое разрешение ситуации Эдипова комплекса, которое заключается в том, что повзрослевший мальчик способен быть на равных с отцом и даже взять его под свое покровительство, тем самым доказав свою абсолютную мужественность. Социум — это символический отец. Мальчик ждет признания от мужского социума, пытаясь доказать мужественность не столько отцу, сколько другим мужчинам, но это все та же ситуация Эдипова комплекса. Если мальчику удастся почувствовать себя состоявшимся в социуме, он одновременно разрешит и этот внутренний символический конфликт. Однако часто даже деньги (как в случае с Буратиной) не дают возможности «купить папе куртку». Деньги закапываются на поле чудес, и ожидаются волшебные всходы. Инфантил, как правило, не способен заработать сам и вообще не способен на социальные достижения. Все, что попадает ему в руки, утекает, но даже если бы деньги откуда-нибудь и свалились ему на голову, сами по себе они не разрешают Эдипова конфликта и не дают ощущения мужской состоятельности. Зато это может дать женщина. И вот почему.

У типичного инфантила никак не складывается с мужским самоопределением не по вине отца. Отец может быть добрым и понимающим, как папа Карло, это не даст никаких результатов, если у мальчика не сформирована здоровая взаимосвязь между Я и Не Я. В то же время, отца может не быть вовсе, его способен заменить собирательный образ мужчин, и самоопределение мальчика произойдет, если между Я и Не Я — все в порядке. Мужское самоопределение состоит из базы и надстройки: самоактуализации и мужской самоактуализации. Второе происходит не раньше, чем становится возможным первое. Человек с травмированной вертикалью (личностью) не способен гармонично перейти к горизонтальным отношениям (актуализации в социуме) ни как личность вообще, ни как мужчина в частности. Проблема Буратины в том, что у него не было матери. Мать — символ любви Не Я к Я. Связь Я и Не Я формируется у ребенка до трех лет. В это время любая фрустрация (недостаток любви) травмируют Я. После трех лет Я начинает отделяться от Не Я, развивается самостоятельность, происходит начальная самоидентификация, а ближе к пяти годам начинается половая идентификация, которая у мальчиков к концу подросткового возраста, в идеале, должна превратиться в мужскую самоактуализацию. В это время заканчивают свое формирование вторичные половые признаки, в мальчике пробуждаются половые гормоны, и если структура личности подготовлена, эта могучая энергия наполняет юного мужчину силами для социальных достижений и героических дел. Так выглядит идеальная картина.

Реальная картина от идеала далека. Мужчины делятся на тех, кто совсем не смог разрешить ситуацию Эдипова комплекса, и тех, кто разрешил ее неполностью. В зависимости от степени неразрешенности, мужчины инфантильны в той или иной мере. С другой стороны, те же самые мужчины делятся на тех, кто тщательно скрывает совсем не разрешенный или разрешенный не полностью Эдипов конфликт, и тех, кто это скрывает менее тщательно. Если инфантильный мужчина скрывает свою инфантильность особенно тщательно, он старается выглядеть подчеркнуто брутально, дистанцируется от женщины и требует от нее постоянного подтверждения собственной мужественности. Женщина с таким мужчиной чувствует себя дурной актрисой дурного спектакля. Она видит, что у ее любимого мужчины целая куча комплексов, но ему нельзя даже намекнуть ни на один из них, во избежание репрессий. И намекать на позерство такому мужчине действительно нельзя. Чего этим можно добиться? Если мужчина страдает, он ни за что не захочет иметь рядом женщину, являющуюся дополнительным провокатором этих страданий. Такой мужчина ищет в женщине поддержку для своих иллюзий. И эту поддержку ему приходится обеспечивать. Кто захочет связать свою жизнь с источником вечного раздражения? От такого источника любой человек постарается сбежать как можно быстрее.

Иначе выглядит образ инфантильного мужчины, который этого не скрывает. Такой мужчина не выглядит мачо, но и не раздражает женщину своими байками о том, насколько он грандиозен. Если в первом варианте мы имеем мужа, ничего не добившегося в жизни, но требующего у жены восхваления его мифических достоинств, то во втором случае — это муж, относящийся к своей жене как к мамочке. Как правило, за мужчин первого типа женщины выходят замуж охотнее, купившись на их фальшивую мужественность, но очень быстро разочаровываются, разглядев фальшь, и сбегают. Попытки скрыть свою ничтожность под маской мачизма может простить мужчине редкая женщина. У второго типа мужчин шансов понравиться женщине меньше. Однако, если женщина решилась взвалить на себя такого откровенного ребенка, есть немалая вероятность, что она будет возиться с ним всю жизнь, привязываясь с каждым годом все больше. Всегда стабильнее те ситуации человеческих отношений, в которых с самого начала нет обмана.

Чаще всего встречается смешанный тип. Инфантильный мужчина то ведет себя как беззащитный ребенок, то требует от женщины подчинения своему авторитету. С таким мужем женщине не удается примерить на себя ни одну из возможных женских ролей. Быть матерью такому мужчине она не может, потому что он не слушает ее. Почувствовать себя рядом с ним женственной она тоже не может, потому что вынуждена играть роль его защитника и кормильца. По сути такой женщине предлагается роль рабыни мужчины, которого она не уважает, и, если в ней нет невротического мазохизма, она не пойдет на это. Я описываю крайние случаи мужского инфантилизма в надежде, что женщина сможет с одной стороны разглядеть описанные черты (скрытые, и проявленные) в своем муже, а с другой стороны, испытать облегчение от того, что многие мужчины страдают инфантилизмом еще в большей степени, чем ее муж.

Алхимический секрет любви заключается в том, что любя в мужчине мальчика, женщина дает ему возможность взять у природы кредит и решить упущенные в детстве проблемы. В сказке свои пять золотых Буратино получает от Карабаса-Барабаса (архетипа злого отца — враждебного мужского начала) только за то, что в свое время проткнул носом холст с очагом и увидел дверь, то есть по сути за свою сексуальность. Пусть Буратино не может сразу использовать этот кредит для покупки куртки папе, то есть для актуализации мужской состоятельности, все равно пять золотых — начало его становления. Любя мужчину не как требовательная мать (от воспитательных акций Мальвины любой Буратино рано или поздно сбежит), а как мать все принимающая и бескорыстно одаряющая (Тортила — архетип женской мудрости, спрятанный на дне бессознательного каждой женщины), она делает прочнее его самооценку, тот самый внутриличностный стержень, которого ему не хватает, чтобы актуализировать свою мужественность в социуме (победить Карабаса Барабаса и защитить дом отца).

Кроме любящей женщины, это не может сделать никто. Нельзя думать, что мужчина инфантилен и апатичен, потому что ему не хочется быть мужчиной. Любому человеку хочется быть лучше других, но любой человек готов внушить себе апатию и безразличие, если не чувствует в себе сил изменить положение вещей. Когда женщина задевает самолюбие мужчины и демонстрирует ему его слабости, они добивается только его ухода: в себя или из дома. Вместо того, чтобы укрепить своей любовью его хрупкую самооценку, женщина разрушает ту слабую связь между Я и Не Я, которая в мужчине есть. Вот почему мужчины часто пылают ненавистью к бывшим женам и любовницам. Полюбивший мужчина приближает женщину настолько, что ей открывается вход в его бессознательное. Она же вместо того, чтобы открыть нежными ручками кран с его жизненной силой, закручивает его. После каждого неудачного любовного опыта мужчина пребывает в ломках и сомнениях. С одной стороны он хочет навсегда закрыться от опасных женщин, с другой стороны, закрываясь от женщин, он лишает себя шанса изменить судьбу.

Женщина должна принимать мужчину таким, какой он есть, будучи твердо уверена, что все, чего он ей не дает, ему просто неоткуда пока взять. Ничего нельзя получить, давя на мужчину. Это бесполезно для нее и вредно для него. Если что-то и можно изменить в нем, то никак иначе, как только полным его принятием. Не стоит бороться за правду и требовать от мужчины признания его ошибок. Любой мужчина и так только и делает, что страдает от сомнений в собственной состоятельности. Каждый мужчина хотел бы быть идеальным для своей женщины и видеть в ее глазах восхищение его реальными, а не надуманными заслугами. Прибегая к притворству, мужчина пытается дорисовать свой образ в глазах женщины так, чтобы получить от нее любовь. Эта любовь ему нужна, чтобы вернуться в детство и по новому расставить свои силы в системе сверхценных арехетипов. Только после этого он может взять реванш и выйти из великой мужской войны победителем.

© Марина Комиссарова




Главная | Психоалхимия | Публикации | Контакт

© 2009—2017 Марина Комиссарова