main contact

PROсветленные и CONTRA

«Эгоист generation», май 2006, рубрика «Тайное и явное»

Все-таки эзотерика — это эзотерика. Тайное знание, в смысле. Тайное не от жадности, как считают некоторые, не для сохранения подлого неравенства между посвященными и непосвященными, не для передачи власти от своих к своим, а потому, что тайное знание, переставшее быть тайным, вредно. И очень опасно.

pro.jpg

Сколько раз вы это читали в детстве? Хочет, к примеру, Данила-мастер из сказки Бажова овладеть секретом малахита, познать душу камня и вступить с ним в спиритический контакт. И что? Идет в услужение к Хозяйке Медной горы. А она? Жуткая женщина. Не лучше Снежной королевы Андерсена. Такая же стерва, одновременно холодная, а одновременно почему-то похотливая, ухватившая бедного юношу, у которого, между прочим, дома есть, на минуточку, готовая невеста. Запирает Хозяйка Данилу в своей малахитовой пещере и давай из него душу вытрясать. Мучить его изоляцией от мира и сенсорной депривацией. И всякими подозрительными видениями, которые обостренная психика помноженная на экзотическую атмосферу горазда сочинять. И все эти истязания в обмен на эзотерические секретики. А Снежная королева? Чем она лучше? Сидит Кай в полном одиночестве, как и Данила. Тот в малахитовой горе, этот в ледяной. У обоих крыша едет, галлюцинации чудовищные, которые и Бажов, и Андерсен стеснялись даже описать. Ну представьте себя во ледяной горе. Год, второй, третий. А в малахитовой?
Еще чудовищнее пример Гауфа. Эти хоть сами были в норме, и страхи все вокруг них происходили. А Карлик Нос? Он сам в сплошной страх превратился. Сам себе стал настоящей галлюцинацией. Жутким уродом, да еще в услужении у отвратительной старухи. Одно дело красавицы Хозяйка и Королева, влюбленные по уши. Другое дело старая ведьма. Да еще, когда сам ты хуже в сто раз. И никакой любви. А между тем, Гауф был самым честным. Потому что и Бажов, и Андерсен, привирали ради романтического флера. Ну зачем повелительницам камня и льда сдались эти мальчики? Для чего? Старость бессмертную коротать? Нарожать детишек? Или ради бурного сексуального увеселения? Чушь ведь. Видно невооруженным глазом. И та, и другая, как и безобразная старуха, всего-то на всего, из сострадания к смертным, пытались дать ученикам все, что могли. Эзотерическое знание, которое те, с одной стороны хотели получить, а с другой стороны, ну никак не могли. Потому что не лезет эзотерическое знание в обычную голову. Не тот формат. И тут уж ничего не поделаешь. Или живи себе скромно, без всякого тайного знания. Либо измени формат. Формат головы, естественно. Поскольку не кастрировать же знание? Ведь никому не придет в голову опиливать ногу, чтобы просунуть ее в тесный туфель. Туфель легче выбросить, либо попробовать его растянуть с помощью специальных тисков. Драконовская процедура, конечно, отнюдь не безопасная для туфля. Туфель может лопнуть. Во всяком случае, глянцевый лак потрескается всенепременно. Но не отрезать же пальцы ноги? Что это будет за нога без пальцев? Слезы.
Тем не менее, эти слезы — сегодняшний экзистенциальный факт. Обычные люди, вооружившись средствами прогресса, в основном финансовыми силами, повытрясали из даоских, буддистских и суфийских мудрецов всяческие словеса и издали эти словеса огромными тиражами. Тут тебе путь к Будде, там путь к Дао, здесь эзотерический ислам, там мистическое , христианство. А вот, пожалуйте, оккультизм, магия и алхимия всех сортов. Ешь не хочу. Просветляйся и цари над природой, не вставая с насиженного дивана, уютно продавленного по форме ягодиц. Что такое нога, у которой опилили пальцы и даже пятку отрезали? Может ли быть от такой ноги кому-нибудь польза? А вред? Вред безусловный. Изуродованная живая ткань имеет обыкновение разлагаться и становиться рассадником микробов. Не прав был Александр Македонский, когда писал своему учителю Аристотелю: «Зачем ты публикуешь свои знания? Ты хочешь сделать всех людей Александрами?» Но и Аристотель был не прав, отвечая: «Не волнуйся. Опубликованное эзотерическое знание безопасно. Никто ничего не поймет». Эзотерическое знание, передающееся вульгарным путем, чрезвычайно опасно. Это самое плохое, что могло произойти с миром. В тот момент, когда восточную мудрость опилили и впихнули в тесные головы, ее изуродованная ткань начала гнить, увлекая в свое гниение и несчастные головы.

Есть старинный буддистский анекдот, отражающий отличие посвященного от непосвященного. Молодая девушка стирала у ручья белье, и увидела вдруг бегущего к ней настоятеля дзенского монастыря. Подбежав к девушке, он схватил ее и стал срывать с нее одежды с намерениями овладеть. Испуганная девушка, вырвалась и прибежала домой. Когда она поведала матери о произошедшем, мать стала ругать ее. «Настоятелей дзенских монастырей не интересуют удовольствия, — сказала она. — Наверное тебе уготована какая-то особая миссия. Иди сейчас же, догони этого святого человека, попроси у него прощения и скажи, что для тебя большая честь выполнить любое его желание». Наученная матерью и обрадованная ее словами, девушка бросилась догонять монаха и, догнав, попросила его продолжить начатое дело. «Поздно, — сказал он. — Я увидел, что душа моего учителя летает в этом месте и хочет воплотиться, и думал помочь ей. Но ты сбежала. Теперь эта душа улетела и, наверное, уже нашла себе другое пристанище. Так что ступай по своим делам».
Это анекдот. Но смысл его в том, что существует бесконечная разница между просветленными людьми и нет. Мать отругала девушку за то, что она не пошла навстречу желанию настоятеля, потому что в этом желании априори не могло быть ничего низменного и эгоистичного, а лишь высокий духовный смысл. В то же самое время эта девушка твердо знает, что похотливым желаниям обычных мужчин, она должна непременно отказывать, если она хотя бы немного заботится о своей судьбе. Просветленный человек видит, и именно это видение дает ему право поступать так, как он хочет. Непросветленный человек должен подчиняться правилам, ибо он не видит ничего, и ему лучше слушаться инструкции. Люди катастрофически неравны, а если были бы равны, не было бы жизни. Жизнь — это развитие, развитие — это перспектива роста, которая предполагает существование людей более развитых, до которых еще расти и расти. Идея о всеобщем равенстве не просто глупа, она опасна. Люди равны потенциально, но обычный человек не воспринимает разницу между потенциальным и экзистенциальным. А эта разница величиной со Вселенную. И это в буквальном смысле. Все возможности Вселенной — вот потенциальные возможности нашего мозга. Но что такое человек в экзистенциальном смысле на фоне своего потенциала? Таракан. И не стоит по этому поводу заблуждаться.
В случае сравнения с тараканом весьма показательно вульгарно-эзотерическое понятие о том, что Будда или Дао присутствуют в каждой травинке, а уж в таракане, тем более. На этом примере особенно очевидна глобальная условность этих высказываний. Но ужас заключается в том, что даже такую ересь, как «таракан — это Бог», непросветленный человек способен принять буквально. И перестать куда-либо стремиться вообще. Все равны. Не только дураки и умные. Но даже Бог и таракан. Стоит ли напрягаться? Не стоит ли расслабиться, презреть все внешнее, и попытаться увидеть божественное начало в самом себе? Но можно ли разглядеть что-то в пустом сосуде? Непросветленный человек потенциально является всем, а реально ничем. Пустым местом. И внушить этому пустому месту мысль, что он не пуст, а наполнен божественным светом, это самая ядовитая штука, которую можно ему предложить. По сути именно в этом и заключалась ложь Сатаны.
Великая ложь, что созерцание мира — это путь развития. Только для просветленных. Потому что они уже видят в мире законы и могут совершать внутреннюю духовную работу. Для людей, не видящих законы, созерцание полезно настолько же, насколько пустая тарелка полезна голодному. А работа души без работы физической и интеллектуальной не возможна вообще. Это не только не путь развития, а прямой путь деградации. И великий сарказм Сатаны заключается в том, что бездельники и трусы, не способные овладеть ремеслом, сделать карьеру и заработать деньги, опираясь на вульгарно-эзотерические знания, получили основание смотреть свысока на людей, занимающихся трудом. Не так уж и важно, ради эгоистических амбиций и материальных страстей, занимается человек трудом, или ради чего-то еще. Пусть у него будет та цель, которая способна вдохновить его на труд в настоящий момент. Очень часто то, что выдается за духовную цель, является чем-то, еще более низменным, чем обычные страсти. Откровенно страстный человек, как правило, намного более смиренен, чем воспаривший над страстями. Страстей, чаще всего, хватает в обоих, как и в большинстве смертных, но во втором столь велика гордость, что он скрывает эти страсти даже от себя.
Пусть цель человека будет материальна. Сакральным действом, ведущим к духовному развитию, является сам труд. Особенно упорный и вдохновенный. А самым большим падением — лень. Особенно напыщенная и самодовольная. Недаром многие буддистские и суфийские учителя, всем, пришедшим к ним за словами мудрости, вручали лопату, и лет двадцать лишь наблюдали за тем, как те копали землю, именно по их желанию и способности к работе делая вывод об уровне развития их души. Учителя (в сказках и в жизни) изнуряли учеников трудом и подвергали унижением ради их блага. Потому что для ленивой, а особенно для ленивой и самодовольной души эзотерическая мудрость — это яд. Если человек не умеет и не хочет работать интеллектуально и физически, он тем более не сможет работать душой. Если человек не умеет добиваться эгоистической цели, он тем более не сможет добиться цели духовной. Не стоит воображать себя ангелом, потому что не умеешь стоять на ногах. Крылья отрастают не раньше, чем обретают устойчивость ноги.
Грустно смотреть на лентяев всех мастей, которых лишили последнего шанса к развитию. Пусть бы им говорили прямо, что они несчастные лентяи, может быть это подвигло бы их к работе. Нет. Им говорят, что они, по всей видимости, духовные существа, если могут довольствоваться малым и не работать. Самые великие просветленные иногда побирались и носили лохмотья. Может быть, вообразить, что, одев на себя лохмотья и начав побираться, любой человек превращается в святого? И я со страхом думаю о том, что последняя мысль может многим показаться не такой уж и абсурдной.
«Все зайцы линяют, но не все, что линяет — зайцы».

© Марина Комиссарова




Главная | Психоалхимия | Публикации | Контакт

© 2009—2017 Марина Комиссарова