main contact

«Эгоист generation», апрель 2007, рубрика «Другое я»

Переоценка ценности

Говорят «Дьявол играет самооценкой человека, а самооценка его судьбой». Как самооценка играет судьбой человека, как Дьявол играет самооценкой, нужно исследовать и посмотреть, что же такое происходит в нашей жизни без нашего ведома, и как наконец получить в это ведомство вход и кресло чиновника.

pereotsenka-tsennosti.jpg

Самооценка бывает адекватной, заниженной, завышенной и компенсаторной. Первые три вида самооценки легче всего тестируются у школьника. У взрослых чаще встречается компенсаторная самооценка. С этой точки зрения взрослый человек это школьник плюс механизмы компенсации, с помощью которых Дьявол играет судьбою человека особенно изощренно.

Самооценка школьника определяется следующим образом. Предлагается к решению задачи трех уровней сложности. В случае со взрослым человеком это три вида жизненных задач, которые он может представить, и предположить, какой тип поведения свойственен ему. Тогда он может увидеть тенденцию своей самооценки — к завышению, занижению или адекватности. Положив перед школьником задачи, тетя-психолог говорит ему: «Слушай, дружище школьник. Выбирай десять задач из любой группы. В этой группе лежат задачи легкие. В этой — задачи средние. В этой — сложные. Мне все равно, какие ты выберешь задачи, смотри сам, насколько сложные задачи ты способен решить в количестве десяти штук. Выбирай по одной и сам смотри, какие задачки ты можешь одолеть». То есть это вызов. На слабо берут подопытного школьника и глядят, как он себя поведет, в зависимости от чего диагностируют проблемы его самооценки.

Как ведет себя школьник с адекватной самооценкой? Он выбирает среднюю задачу. Решает одну, вторую и после этого повышает планку сложности, берет задачу из категории повышенной сложности, и если не может ее решить, спокойно снижает планку и остальные задачи решает того среднего уровня, с которым он нормально справляется. Негативных реакций при этом он не испытывает. Так ведет себя идеальный тип, показательный для адекватной самооценки. Школьник с заниженной самооценкой (как правило двоечник) берет задачу из группы самых легких. И решает. Одну, вторую, третью, не пытаясь ни разу взять задачу посложнее, среднего уровня. Это показательный тип заниженной самооценки. Школьник с завышенной самооценкой (как правило отличник) берет задачу повышенной сложности. Часто такие школьники действительно справляются с такими задачами, поскольку у школьников завышенная самооценка, как правило, связана со школьными успехами, а успехи со способностями.

Чтобы посмотреть, насколько самооценка адекватна, тетя-психолог специально делает нечто, чтобы школьник не смог справиться с очередной задачей из группы сложных. Например выключает секундомер раньше времени. Мы уже знаем, что школьник с адекватной самооценкой в этом случае должен снизить планку сложности, без мучений и паники. Адекватная самооценка позволяет человеку любить и принимать себя таким, какой он есть, с теми способностями и теми возможностями, которые имеются. Совсем не так ведет себя самооценка завышенная. Школьник, не справившийся с задачей повышенной сложности, ни в коем случае не желает снизить планку, он не может признать свое поражение, принять мысль, что он — не лучший. Такой школьник говорит тете-психологу: «Неправда, время не прошло». Или «Извините, у меня разболелась голова» Или «Я только что вспомнил, у меня всесоюзная олимпиада» Или «Мне пришла смс, что дома пожар». Одним словом, все что угодно, лишь бы не участвовать в игре, где у него не получается быть самым лучшим. Иногда у такого школьника действительно начинает болеть голова и повышается температура. Организм помогает человеку сбежать из очень травмирующей для его психики ситуации. Завышенная самооценка приводит человека к тому, что он начинает избегать ситуации неудач, а так как риск неудач весьма высок в любом деле, то и вообще избегать дел. Из таких школьников часто вырастают Непризнанные Гении или Непонятые Пророки. Это режиссеры, не снявшие ни одного фильма. Это писатели, не написавшие ни одной книги. Это бизнесмены, которым не могут начинать бизнес в этом грабительском государстве. И так далее.

Есть еще один вариант поведения школьника с завышенной самооценкой, который не смог справиться с задачей повышенной сложности. Такой школьник может взять после этого не среднюю задачу, а самую легкую. И решать только такие до конца тестирования. Проиграв позицию самого лучшего, он выбирает позицию самого худшего, потому что избегает среднего уровня, боясь не справиться и с ним и совсем разочароваться в себе. Это происходит от того, что любая завышенная самооценка всегда имеет обратной стороной самооценку заниженную. Где-то в глубине души такой человек боится, что иллюзия растает как покров ночи, и все увидят, что он не самый лучший, а самый худший. Именно поэтому он готов напрягаться изо всех сил, но после первого же проигрыша, сдает все позиции, сбегает или падает на дно.

Школьники с завышенной самооценкой, вырастая во взрослых, вынуждены либо сделать ее адекватной (что очень непросто), либо компенсировать, с головой уйдя в мир иллюзий: фантастические прожекты, алкоголь, наркоманию, любовные страдания — куда-нибудь, где им не нужно будет сдавать экзамен. Завышенная самооценка ненавидит жизненные экзамены и заставляет сохранять статус кво, законсервированное состояние. Часто такие люди приобретают болезни или несчастные обстоятельства, чтобы таким образом оправдать свои жизненные неудачи. Они любят рассказывать окружающим про свои невзгоды, чтобы те ни в коем случае не стали оценивать их как неспособных сделать что-то стоящее, а оценивали их как очень способных, талантливых, которым не повезло.

Школьники с заниженной самооценкой, вырастая во взрослых, вынуждены либо сделать ее адекватной (что очень непросто), либо компенсировать, изменив систему ценностей. Ведь занижена самооценка в системе одних ценностей и если трудно сделать ее адекватной, можно просто сменить систему ценностей. Жить с заниженной самооценкой настолько печально, люди настолько не любят чувствовать себя мусором эволюции, что компенсация начинается еще в школьном возрасте. Именно таким путем появляются асоциальные элементы. И только таким. Ни один человек не начнет вести себя асоциально и нарушать общественные нормы, если в системе этих норм он способен чувствовать себя на высоте или адекватно. Только тогда, когда нормативы, которые задает общество, не могут быть выполнены человеком на оценку, которая его устраивает, он начинает отрицать эти нормативы и это общество. Как завышенная самооценка строится на бессознательной неуверенности, так заниженная самооценка — на бессознательных амбициях. Самый банальный пример: двоечник, который понимает, что никогда не сможет стать отличником из-за отсутствия способностей (куда относится и способность к труду), и компенсирует свою заниженную самооценку тем, что меняет систему ценностей. Теперь в его системе оценок первое место занимает не учеба, как изначально у всех детей, пришедших в школу, а физическая сила, смелость или наглость. Такой новоиспеченный хулиган довольно быстро находит свою референтную группу с той же системой ценностей и вот уже его самооценка вполне компенсирована — он лучший или равный среди своих, таких же хулиганов, вместо того, чтобы оставаться худшим среди нормальных учеников. Школьница с заниженной самооценкой может выбрать вместо социальной общечеловеческой системы оценки — женскую субсоциальную. Став подростком, она может компенсировать свою заниженную в бесполом младшем школьным возрасте самооценку — нарядами, кокетством, сексуальностью, умением привлечь внимание мужского пола. Это не асоциальный элемент, но внесоциальный. Такая женщина не занимается своей личностью, а выбирает внеличностную систему ценностей ради компенсации самооценки.

Что же касается корректировки самооценки в сторону адекватности, которая позволяет не убегать в иллюзии и не искать асоциальной и внесоциальной компенсации, такая работа требует немалых усилий. Для людей с завышенной самооценкой требуется снизить уровень эгоцентризма, для людей с заниженной самооценкой — напрячься и развить хотя бы какие-то способности, чтобы участвовать в социальном соревновании с другими. Способности развиваются в процессе деятельности. Сама деятельность без способностей доставляет мало удовольствия. Однако стоит найти хотя бы небольшой стимул, то есть интерес к какой-то деятельности, способности в процессе начинают развиваться. И чем более они развиваются, тем больше появляется интерес, а значит стимул к дальнейшей деятельности.

Это и есть колесо Фортуны. Которое нужно раскрутить, чтобы потом оно завертелось само.

© Марина Комиссарова




Главная | Психоалхимия | Публикации | Контакт

© 2009—2017 Марина Комиссарова