main contact

Гештальт, или Всем выйти из шкафа!

Журнал «Sex and the City», октябрь 2011

Попытка понять, что такое гештальт, может вызвать у неподготовленного человека, без специального образования, скуку и ощущение каши из понятий, в которой «черт ногу сломит». Кажется, что это такая абстракция, которая может развлечь только теоретика, а практическому человеку нимало не облегчит жизнь. На самом деле, в теории о гештальтах заключается настоящая магия, которая может не только прояснить человеку запутанные моменты его биографии, но и помочь разрулить тупики.

В первую очередь, любой жизненный тупик — это и есть гештальт, просто гештальт неудобный, тесный и душный.

Представьте себе, что человек зачем-то залез в шкаф. Нет, изначально у него было некое намерение, например, найти в шкафу платье для похода в гости, но, когда он залез в этот шкаф, он так зарылся в поисках подходящего платья, что ему расхотелось вылезать обратно, и он остался сидеть в шкафу. Нужного платья он так и не нашел, и настроение его настолько испортилось, что он пришел к выводу, что жизнь его не удалась. Вариант — взять первое попавшееся платье и вылезти из шкафа в более просторное место, а потом и вовсе выйти на улицу, дышать свежим воздухом полной грудью, кажется ему невозможным. Без подходящего платья вылезание из шкафа представляется ему жизненным крахом, гости — скопищем врагов, а выход — на улицу просто пугает. Поэтому человек остается сидеть в шкафу, и горькие слезы текут по его щекам.

Задача гештальт-терапевта выманить человека из шкафа, помогая ему понять, что представления о том, каким должно быть подходящее платье, это его собственная условность, каприз, который он перепутал с мировым законом, а страх перед выходом на улицу без соответствующего прикида — это неуважение к своей личности, которая хороша в любом наряде и даже полностью обнаженная.

Находясь в своем шкафу, то есть в тупике — в тесном и неудобном гештальте, человек не понимает, что он залез туда сам, что он может вылезти, что жизнь намного многообразнее, чем этот шкаф, а его выдумка о платье не стоит выеденного яйца. Вспомните, как выбравшись из каких-то тяжелых и тупиковых отношений, спустя время вы недоумевали, почему вам так трудно было принять решение — расстаться, почему вас так пугала перспектива остаться без своего мучителя, почему вы не замечали, что в жизни множество альтернатив, а свято верили, что это ваш последний шанс и наименьшее зло. Теория гештальтов объясняет, что за чудеса происходят с психикой человека, когда он фатально влюбляется или попадает в другую подобную ловушку.

Прежде всего, как только человек чего-то очень захотел (например, найти подходящее платье), он автоматически сформировал намерение. Намерение — это некая картина того результата, которого он бы хотел достичь. В нашем примере человек представил себя одетым в какое-то прекрасное платье. В жизни таким намерением может стать замужество, получение какой-то должности, выигрыш в казино или другое желание, которому человек отдался настолько страстно, что буквально вживую увидел себя в этом качестве и решил, что это — его. С этого момента гештальт сформирован, и начинается действие его зловещих законов.

Первый закон гештальта называется «принцип формы и фона».

Он заключается в том, что как только намерение возникло, оно сейчас же приобретает целостную форму (гештальт — означает «фигура») и начинает все больше переходить на первый план сознания, отодвигая все прочее назад. Чем больше внимания и сил человек уделил гештальту, тем более ярким и мощным он стал, а все остальное превратилось в сплошной неразличимый фон, померкло и стало серым. Еще недавно в нашей голове проносились мысли о разных удовольствиях: об еде, разговорах с подружками, о начатой книжке, о фильме, который хотелось посмотреть, о прогулке, а теперь все это превратилось просто в фон, а на первый план вышла мощная фигура гештальта: платье, замужество, должность, выигрыш, или что-то другое, что подчинило себе разум. Гештальт как астральная лярва питается эмоциями человека. Чем больше мы думаем о нем, тем он сильнее захватывает нас, а чем сильнее он захватывает нас, тем больше мы думаем о нем. Словно вирус, гештальт тем сильнее, чем слабее иммунитет, а иммунитет ослабевает от атаки вируса. Так гештальт побеждает жизнь, превращая ее в фон, а себя в центральную фигуру.

Второй закон гештальта — это «закон равновесия».

Любая живая фигура стремится к балансу, то есть требует завершения, любой процесс рвется к финалу. Поэтому гештальт не просто захватывает пространство, он еще и заставляет человека стремиться к результату, иногда вопреки здравому смыслу. Человек уже не понимает и не помнит, зачем ему результат, однако, он не может расслабиться, пока гештальт незавершен. С одной стороны такой психический закон делает людей целеустремленными, с другой стороны он не дает им быть гибкими, не позволяет отказаться от тех целей, которые недостижимы. Вы давно уже поняли, что нужного платья в шкафу нет, ваш жених передумал на вас жениться или никогда не собирался, должность вам не светит, а в казино больше проиграешь, чем выиграешь, и все равно голос разума ничего не меняет. Ваш гештальт заставляет затыкать ему рот, в крайнем случае погромче включать в голове какой-нибудь марш и… продолжать сидеть в шкафу. Тем более (см. первый закон) все остальное все равно уже выглядит крайне скучно и неприятно, поэтому выбора особого нет.

Итак, гештальт действительно обладает силой, которую можно назвать магической, не слишком погрешив против научной истины. Недаром, отец-основатель гештальт-терапии Фриц Перлз предлагал в качестве защитного средства так называемую «гештальт-молитву». Вот она:

«Я — это я (I am I). А ты — это ты. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я (I is I). А ты есть ты. Аминь»

Чем чаще человек повторяет про себя эту молитву, осознавая каждое слово, тем благотворнее она влияет на него. Он словно закрывает в своем психическом поле люк, через который в него могут проникнуть семена деструктивных гештальтов. Эти семена всегда проникают через черную дыру Я-концепции (еще одно специальное понятие). Я-концепция — это тот образ человека, которым он видит себя, не желая принимать себя иным. «Я успешна» и как варианты успеха — «Я в ослепительном платье», «я замужем за этим человеком», «я, занимающая эту должность», «я богатая» и так далее. Заменить эти я на другие, в обычном платье, незамужем или замужем за другим, на другой должности, небогатую, не представляется возможным, поскольку Я-концепция рисует любой другой образ как провальный. «Лучше бы я и не рождалась, чем быть такой».

В формировании Я-концепции принимают участие сначала родители, а потом и сам человек под влиянием навязанных извне идеалов, которые он считает своими, не думая о том, что его индивидуальность куда тоньше и многограннее, чем клише. Все прочие гештальты являются лишь средствами достижения этого базового гештальта — Я-концепции, всю жизнь не отпуская и мучая человека, не позволяя ему наслаждаться своей собственной жизнью, такой, как она есть, изучать себя с любовью и помогать себе развиваться. Они заставляют его отказываться от себя, ненавидеть и осуждать себя, постоянно противопоставлять себе какой-то нереалистичный неживой идеал, до которого невозможно дотянуться. А ко всему прочему они еще толкают человека мешать полноценно жить другим: собственным детям, навязывая им такие же жесткие идеалы, собственным партнерам, принуждая их соответствовать своим идеалистичным представлениям, да и чужим людям, если на них вдруг упал его случайный, но всегда критичный и требовательный взгляд.
Марина Комиссарова

Главная | Психоалхимия | Публикации | Контакт

© 2009—2023 Марина Комиссарова