main contact

«Эгоист generation», май 2005, рубрика «Тайное и явное»

Большая игра

Всякий хочет быть счастлив, в обычном смысле этого слова. Однако, в обычном смысле слово «счастье» бессмысленно, потому что поле, на котором зреют эти зерна, колосится в иных сферах.

marina komissarova-bolshaya-igra

Напрасно думают некоторые, что иных сфер не существует, раз их не может посетить обычный гражданин. Даже в здешних сферах есть места, куда не пускают обычных граждан. На экзотические курорты, к примеру, попадают особые люди, а из тех, которые попадают, не каждый размещается в лучшем отеле. Если представить, что в лучшем отеле есть особые номера с особым дизайном и сервисом, это будет примерно то, что называется «иными сферами».
Сходство между особым положением здесь и сферами иными больше, чем кажется. Кажется, что особое положение занимают беспринципные граждане, а в иные сферы, наоборот, попадают святые. На самом деле, беспринципность людей особых похожа на святость иных. Сходство в самоотверженности. В отличие от обычных, и особые, и иные люди отвергают личное «Я» и посвящают себя служению. Святой не проникнет в иную сферу, иначе, чем став узором на рукаве Архангела. А особое материальное положение занимает тот, кто становится винтиком в финансовой машине. Финансовые машины — ничто иное, как автомобили, на которых разъезжают Архангелы, одежды которых украшают имена святых.
Про Архангелов, их одежды и автомобили, я пишу не для того, чтобы намекнуть на свои связи в иных сферах. Любой коллектив, собравшись вместе и заручившись взаимной поддержкой, способен не только попасть в иные сферы, но и наладить с этими сферами связь. Сверхчеловеческие существа, к которым относятся Архангелы, — божественные предки людей, однако и сами люди способны рождать богов. Сознание сверхчеловека — это коллективное сознание людей, отказавшихся от личной свободы во имя обретения источника силы. В Коране говорится, что Ангелы «созданы из чистого огня, огня без дыма» (Ibid. 1. v 13). В восьмой главе Бхагавадгиты об огне и дыме говорится следующим образом: «Те, кто умирает в огне, приходят к Брахме чрез врата смерти. Те же, кто умирает под знаком дыма, проходят через врата смерти в лунный свет и вновь возвращаются в мир». В традиции индуизма элемент огня — чистый разум. Дым — эгоистическое сознание, то, что выделяется во время взаимодействия огня с элементом земли, то есть с материей.
Евреи, христиане и мусульмане называют сверхчеловеческих существ Ангелами и Архангелами. Последователи Зароастра — Амшаспентами с сонмами подчиненных, включая Фероаров. Индуисты и буддисты называют их Дэвами (Лучезарными). «Питайте Лучезарных и да питают они вас! Питая друг друга, вы достигнете высшего блага» (Бхагавадгита, 3, 11). «Стремясь к успеху в делах, люди приносят жертву Лучезарным» (Бхагавадгита, 4, 12). «Даже и в радостях Лучезарных совершенный ученик Будды не находит радости» (Уданаварга, 18). Хотя сознание Лучезарных имеет огненную природу, то есть природу чистого разума, они управляют материальным миром, вот почему совершенный ученик Будды не находит радости в их делах. Что касается людей, стремящихся к материальным радостям, единственный способ обретения успеха — служение сверхсуществам, в том числе, силовым структурам. Напрасно думают некоторые, что люди, занимающие в обществе особое положение, добиваются этого личными заслугами. Личная заслуга таких людей в том, что, попав однажды в периферийное звено могущественной структуры, они безоговорочно приняли ее законы. Беспринципность сильных мира — условие участия в большой игре. Как правоверный мусульманин, получает могучую поддержку рода, отказавшись от личного выбора ради служения традиции, так и финансист может рассчитывать на стабильность и рост, став надежным винтиком в международной финансовой системе. Винтик, который начинает шататься туда-сюда или вращаться, согласно личным принципам, система выплевывает на обочину, так же безжалостно как мусульманская семья изгоняет члена, нарушившего закон. Патриархальная семья идет на это ради сохранения источника силы для остальных своих членов. Силовая структура избавляется от всего инородного в целях самосохранения. В том и другом случае зло по отношению к отдельному человеку является добром по отношению к коллективному сверхсуществу.
Когда обычный человек, то есть человек, не причащенный ни к чему сверхчеловеческому, борется за место под солнцем, он похож на коммерсанта затеявшего бизнес в одиночку. Хотя сравнение сверхчеловеческих сущностей с «крышей» вульгарно, оно, тем не менее, отражает закон распределения мест под солнцем. У обычного человека, как у начинающего коммерсанта, два пути. Либо он отдаст бразды правления одной из силовых структур, либо погибнет в неравной схватке с этими структурами. Даже если притязания человека скромны и заключаются в желании покоя, источник равновесия, как и источник силы, находится в ведомстве Лучезарных и получить доступ к источнику можно лишь в виде заработной платы, поступив к Лучезарным на службу.

Джеймс Джордж Фрэзер, один из немногих исследователей магии, книги которого издавались в советские времена, с наивностью материалиста анализирует в своем «Фольклоре в Ветхом Завете» десять заповедей из 34-й главы «Исхода». «Не поклоняйся иному богу…Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб…Первенцы из волов и овец принадлежат мне…Соблюдай мои субботы…Праздник седьмиц совершай…Праздник собирания плодов совершай…Не изливай крови жертвы на квасной хлеб…Тук от праздничной жертвы моей не должен оставаться всю ночь до утра…Самые первые плоды земли твоей приноси в дом господа, бога твоего…Не вари козленка в молоке матери его». Эти десять священных заповедей Фрэзер сравнивает с шестью заповедями, которые он называет «более новой замечательной версией»: «Почитай отца твоего и мать твою…Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай…ничего, что есть у ближнего твоего». «Можно ли вообразить, — пишет Фрэзер, — что заповедь „не убивай“ была вытеснена другой — „не вари козленка в молоке матери его“? Такое предположение не вяжется со всем смыслом человеческой истории. Ведь именно моральная тенденция и придавала силу учению еврейских пророков».
Слава Богу, силу учению еврейских пророков придавала совсем не моральная тенденция, а нечто ей противоположное. Пытаясь соблюдать моральные принципы вместо религиозных заповедей, человек лишается источника силы, не приобретая взамен ничего. И дело не в том, что не желать имущества ближнего, не прелюбодействовать в мыслях и никогда не лгать — труднее, чем «совершать праздники». Для иудея, строго соблюдающего десять заповедей, благочестивое поведение, описанное в шести заповедях — задача посильная. Смысл священных обрядов и ритуалов — подключение бессознательных слоев психики к божественному источнику, который дает силы не красть, не убивать, не прелюбодействовать и не лгать. Если человек пытается быть благочестивым, руководствуясь только моральными принципами, он встречает искушения на каждом шагу, борется с сонмом врагов видимых и невидимых, и вскоре приходит к выводу о греховности или неисправимости человеческой природы. На самом деле греховная природа человека исправима, однако, для ее исправления недостаточно, того, что называется индивидуальным сознанием. Чем быстрее человек осознает свою немощь, тем раньше он сможет разглядеть могущественные руки, протянутые к нему.
В свете современной нейроанатомии, то есть анатомии мозга, библейский миф о грехопадении человека звучит устрашающе достоверно. Устрашающе в том смысле, о котором псалом говорит: «Ангелы Господни ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их». С точки зрения нейроанатомии мозг человека триедин, то есть он состоит из трех взаимосвязанных частей, каждая из которых образует отдельный мозг, то есть может брать на себя функции других мозгов, если они повреждены. Древний мозг или Р-комплекс — так называемый, мозг рептилий. Он отвечает за иерархическое и агрессивное поведение. Средний мозг — это лимбическая система, в которой спрятан гипофиз — эмоциональный центр, руководящий человеческими переживаниями от экстаза до ужаса. Электрические разряды внутри лимбической системы вызывают симптомы, сходные с теми, которые бывают при приеме психоделических или галлюциногенных средств. Новый мозг — неокортекс отвечает за планирование действий. Считается, что в неокортексе формируется самосознание, то есть способность к моральным и абстрактным суждениям.
Жить в раю, как сообщается в библейском мифе, то есть чувствовать безмятежное блаженство, человек мог, пока слушался Бога. Неокортекс, где находится центр сознания, управляет лимбической системой, и психиатрии известны случаи безудержного оптимизма пациентов с повреждением лобных долей. С некоторым упрощением можно сказать, что райское блаженство — это состояние лимбической системы, когда неокортекс сигнализирует об отсутствии опасности. Йога и восточные боевые искусства пытаются научить свои лобные доли расслабленному состоянию с помощью тренировок. Обычные люди с момента изгнания постоянно предчувствуют угрозу, их радости коротки и эфемерны, потому что, возникая, сразу же тают на фоне бесконечной тревоги.
Изгнание — исторический момент в эволюции неокортекса. Эволюция могла пойти по иному пути, но пошла по пути грехопадения, противопоставления «Я» и «Не-Я. В западной философии противопоставление считается сущностью разделения, а разделение основным свойством сознания. Однако, восточные учения предлагают совершенствовать сознание, обучая его синтезу. Согласно библейскому мифу, эволюционирующий мозг сбился с пути, когда познал отличие добра от зла. Современному человеку различие добра и зла кажется очевидным, но это всего лишь последствие падения. Человек, находящийся в состоянии блаженства, не способен понять, что такое зло, ведь мы знаем о зле, только потому, что имеем опыт страдания. Пока «Я» человека было неотделимо от Бога, его неокортекс посылал лимбической системе сигналы о том, что все прекрасно. Как младенец, сосущий материнскую грудь, человек, чувствующий близость Бога, купается в океане эндорфинов, неизменный состав которого поддерживает лимбическая система.
Истинная причина грехопадения, которая часто замалчивается по причине вмешательства заинтересованных, заключалась в соблазнении Евы Змеем. Не зря змеиный род был проклят Богом после изгнания людей из рая. «Наказание, к которому Бог приговорил змея, — пишет известный американский биолог Карл Саган. — Состоит в том, что он „будет ходить на чреве своем“, и оно предполагает, что до этого момента у змея был иной способ передвижения, что, конечно, совершенно справедливо, поскольку предшественниками змей были четырехногие рептилии, напоминающие драконов. У многих видов змей до сих пор сохранились рудиментарные остатки конечностей их предков». Что касается настоящих драконов, по свидетельству Карла Сагана, несколько их видов до сих пор живут на Земле. Самый крупный из современных драконов — дракон Комодо, обитающий в Индонезии, а именно на Малых Зондских островах. Особи дракона Комодо достигают 150 кг веса, трех метров в длину и живут до ста лет. На Малых Зондских островах насчитывается около 2000 этих хищников. «Дракон Комодо, — пишет Карл Саган, — затаивается у выхода из гнезда, ожидая, когда из яиц проклюнется молодняк, чтобы позволить себе небольшой деликатес к завтраку». Речь идет о яйцах самого дракона Комодо, то есть о его собственных детенышах.
То, что представлял из себя библейский Змей, безусловно, отличалось от дракона Комодо. Однако, фигуру Змея нельзя считать аллегорией. Змей был змеем, то есть рептилией, существом, эволюционно более древним, чем человек. Со времен грехопадения люди остаются под игом змей. Несколько раз в древней истории змеи открыто управляли людьми. Воспоминания об этом остались в легендах индейцев Северной Америки о змеевидных богах и в русских сказках о Змее Горыныче.
Наиболее полный перечень змееподобных правителей людского рода дает «Манава Дхармашастра» («Законы Ману»). «Десять великих риши создали якшей, ракшасов, пишачей, гандхарвов, апсар, асуров, нагов, змей, супарн» (1 глава, 37) Крылатые змеи, как утверждают японские иероглифы, прародители гипноза, химерические существа, умеющие становиться невидимыми и наводить на людей транс. То, что человек воспринимает, как личное «Я», чаще всего является змеиным сознанием. Такое сознание управляет человеком из нижнего отдела мозга — мозга рептилий, вызывая в лимбической системе стресс и предчувствие наказания.

Продолжение в следующем номере.

© Марина Комиссарова

Главная | Психоалхимия | Публикации | Контакт

© 2009—2023 Марина Комиссарова